Много статей не имеет срока устаревания. Есть смысл смотреть и 2011, и даже 2008 год. Политика сайта: написать статью, а потом обновлять ее много лет.
Открыта карта ВТБ для материальной поддержки сайта: 4893470220568296.

Рекламодателям! Перестаньте спамить мне на почту с предложениями о размещении рекламы на этом сайте. Я никогда спамером/рекламщиком не был и не буду!
" title="Написать письмо">Написать письмо

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1250
Просмотры материалов : 4591951
 
5 стадий принятия проблемы человеком или как решать проблемы быстрее (24.12.2012). Печать E-mail
2012 - Декабрь
24.12.2012 14:12
Save & Share
На хабрахабре есть статья "Как из болота вытягивать ITшника или об общении в стрессовых ситуациях". Статья очень большая, поэтому я решил сильно ужать ее и приспособить ее для любого человека. Эту методику может использовать и человек, сообщающий о проблеме, и человек, сам узнающий о ней - чтобы подтолкнуть себя к решительным действиям.

Впрочем, статья и так дает понять, что она не только для "компьютерщиков" подходит. Написана с участием психолога, а уж ролик про жирафа в конце - вообще шедевр, все детально и понятно.

Итак, первая стадия: Отрицание:
- первый механизм психологической защиты: игнорировать проблему или спихнуть ее на кого-нибудь другого;
- является тормозящим фактором. Обычно, в этот момент человек даже не хочет думать о неблагоприятном исходе событий. Хотя эти события могут накапливаться и дать по голове уже не снежком, а снежным комом. Вспомним Стива Джобса: отрицал-отрицал рак у себя - и где он теперь;
- вытесняем отрицание, используя логические аргументы и факты. Если фактов не хватит - нужно добывать еще информацию. Второй способ: мягкий, уважаем желание замалчивать факт, но при этом намекаем на действия к улучшению ситуации.

Гнев:
- второй механизм психологической защиты. Человек скатывается в обвинения; и обоснованные, и не обоснованные. Основная позиция - виноваты другие;
- является тормозящим и разрушительным фактором. Гнев ориентирован больше на борьбу, чем на поиск компромисса. Если в отрицании человек не видит проблемы, то в гневе он видит только силовые решения. В итоге человек быстро устает как психологически, так и физически; а также портятся отношения с коллективом;
- если во время гнева указывать на промахи человека, то гнев усиливается, то есть психологическая защита укрепляется. Методы: амортизация (сложно спорить с тем, кто не сопротивляется), исключение слова "ты" (часто вызывает вспышки гнева), преуменьшение проблемы ("мы не рефакторили, мы всего лишь оптимизировали пару функций"), смена гадостей на радости ("я зануда? Для QA занудство — положительная черта, спасибо"), дать иллюзию контроля ситуации, разбить сложную проблему на несколько простых. Нужно учитывать, что в состоянии гнева человек воспринимает факты как угрозу. Если вы заставите его принять реальность аргументами, то сами станете объектом агрессии.

Торг:
- третий механизм психологической защиты. Когда человек уходит в торг, он, фактически, признает, что ситуация совершилась, но вместе с этим человек ищет пути (неконструктивные пути), чтобы не столкнуться с результатом ситуации;
- торг следует отличать от попытки договориться, в торге все преувеличено и слегка искажено. В торге многие вещи доводятся до крайности. Часто торг выглядит как попытка откупиться от проблем. Самое плохое в торге это надежда, надежда на авось, на то, что все само собой наладится. Из-за этой надежды человек принимает неправильные решения; ожидает тогда, когда надо действовать, пытается выгородить себя в тот момент, когда надо решать проблемы. Важно знать, что стадию торга часто используют мошенники: в этой стадии желание откупиться от проблемы делает человека очень уязвимым;
- вывести из состояния торга очень сложно. Нужно убедить собеседника не давать лишних обещаний, нужно поднимать самооценку, нужно чтобы человек был постоянно во внимании другого человека. В состоянии торга человек весьма уязвим для критики, поэтому критика может вернуть состояние гнева.

Депрессия:
- четвертый механизм психологической защиты, это способ изоляции от реальности. Человеку нужно время, чтобы примириться с фактами и восстановить силы, потраченные во время Гнева;
- можно выделить два вида депрессии: подготовительную и реактивную. Различить их просто. Подготовительная — это депрессия, связанная с негативными событиями в будущем, которые с очень высокой вероятностью случатся. Мозг человека склонен округлять проценты вероятности до ответов «случится» — «не случится», при этом правила округления весьма индивидуальны. Реактивная депрессия — это депрессия, связанная с негативными событиями в прошлом, то что уже случилось, то что уже не изменить и надо как то с этим жить. Опасность депрессии: пессимистичность, малая активность, человек зациклен на своих проблемах (возможно и преувеличение этих проблем);
- выход из депрессии: отдохнуть, отвлечься и переключиться, использовать время для простой монотонной работы, не требующей творческих способностей. Признание проблем и поддерживающие комплименты — это лучшая стратегия.

Принятие:
- это не механизм психической защиты, а реактивный механизм, когда человек принимает ответственность за все свои поступки. Обычно, в этом состоянии человек адекватно оценивает свои возможности и препятствия на пути к достижению цели. Принятие демонстрирует окончание реактивной цепочки и выход из нее, обычно в этом состоянии человек наиболее адекватен по отношению к своим силам и возможностям;
- в принятии человек снова логичен;
- на этапе принятия лучше всего поддержать человека, выслушать, назначить задачу.

Вывод, как решать проблемы, достаточно прост: признать их сразу, вычеркивая из жизни первые 4 стадии (тормозящие механизмы психологической защиты). Чтобы это делать - нужно быть сильным человеком, а это - всего лишь удел тренировок. В итоге должен получиться проактивный человек, полностью отвечающий за свои поступки, умеющий быстро решать проблемы и не бояться их.

Обновлено ( 09.07.2016 10:18 )
 
 

Последние новости


©2008-2019. All Rights Reserved. Разработчик - " title="Сергей Белов">Сергей Белов. Материалы сайта предоставляются по принципу "как есть". Автор не несет никакой ответственности и не гарантирует отсутствие неправильных сведений и ошибок. Вся ответственность за использование материалов лежит полностью на читателях. Размещение материалов данного сайта на иных сайтах запрещено без указания активной ссылки на данный сайт-первоисточник (ГК РФ: ст.1259 п.1 + ст.1274 п.1-3).