Теперь мы обязаны каждый месяц присылать показания счетчика электроэнергии (23.02.2013). Печать
2013 - Февраль
23.02.2013 12:45
Save & Share

В сентябре 2012 года произошло событие: вступило в силу постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (редакция от 27.08.2012). По нему жильцы квартиры обязаны каждый месяц предоставлять показания счетчика электроэнергии в МосЭнергоСбыт. В изучение всех тонкостей этого вопроса было вовлечено 2 человека и потрачено почти 3 часа времени. Вывод пока негативный. Стоит прочитать текст статьи несколько раз, чтобы в голове сформировалась полная схема взаимосвязей между вещами.

Прежде всего, стоит отметить то, что за непредоставление показаний счетчика электроэнергии пока не всех "пинают" (а это уже не рекомендация, а прямая обязанность). Пинок заключается в том, что если показания счетчика не подаются в указанный срок (15-26 числа месяца), то приходит квитанция, в которой указан среднемесячный расход. Среднемесячный расход - неизвестная величина, представляющая собой либо ∑(январь-декабрь) / 2, либо ∑(январьпрошлые_годы-2012) / кол-во_лет.

И вот, нас пнули. Получили квитанцию на определенное количество кВт. Число непонятно как рассчитанное. Также в квитанции было указано, что у нас переплата в 200 рублей, тоже непонятно откуда. Пересчитали на калькуляторе квитанции за последние 2 года - платили рубль в рубль, только по показаниям счетчика (заполняли квитанцию, вписывая показания счетчика за прошлый и текущий месяцы, считали сумму, оплачивали ее).

Теперь напрягите весь свой мозг, чтобы это все запомнить:
- выяснилось, что при оплате квитанции не происходит учет ваших показаний счетчика МосЭнергоСбытом (даже при том, что в чеке показания счетчика пишутся). Выяснилось это в Личном Кабинете МосЭнергоСбыта (там есть лог по показаниям счетчика);
- причина такого события в приоритете доверия работникам МосЭнергоСбыта перед обычными гражданами (им параллельно то, что вы в квитанциях пишете). Раз в полгода сотрудники МосЭнергоСбыта снимают показания со счетчиков, они отражены в личном кабинете. Раз в полгода формируется сумма, которую вы должны были заплатить на протяжении полугода: тариф, помноженный на разницу в числах за май и ноябрь, например. Раз в полгода шестимесячная сумма сравнивается с тем, что вы заплатили за полгода. И если вы оплатили показания счетчика после прихода контролера - получите переплату (заплатили за те киловатты, которые сожгли после ухода сотрудника) или недоплату (сотрудник пришел позже вашей последней оплаты - и вы прожгли лишние киловатты после его ухода);
- что предлагает МосЭнергоСбыт. Вы каждый месяц вводите показания счетчика, формируете по ним месячную квитанцию из личного кабинета. Оплачиваете любым доступным способом: хоть распечатайте и через банк, хоть с банковской карты, хоть через QIWI-кошелек. И постановление выполните, и вручную заполнять квитанции нужно, и оплачивать легче.

А теперь крылатая фраза: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Есть технические трудности при подаче показаний в МосЭнергоСбыт. Пусть у человека нет компьютера/интернета или не хватает интеллекта на пользование Личным кабинетом. Он ограничен в подвижности и не имеет близких друзей, которые бы показания в МосЭнергоСбыт отвезли. Тогда этот человек в глубокой жопе, потому что на текущий момент МосЭнергоСбыт предлагает всего 3 способа:
- через интернет в личном кабинете (единственный правильный вариант);
- позвонить в МосЭнергоСбыт и сообщить показания. Да-да-да, попробуйте туда дозвониться (это невозможно);
- приехать в клиентский офис МосЭнергоСбыта и подать показания. В Москве 28 офисов МосЭнергоСбыта. Расположены они не рядом с метро, целым районам добираться до этих офисов достаточно проблематично. А народу в этих офисах - пруд пруди, и время работы (кажется, посмотреть не могу: сайт МосЭнергоСбыта глючит) только в рабочее время по будням.

В итоге этот человек будет постоянно оплачивать среднемесячный расход. Это опасно следующим:
- если человек нажигает больше, чем в прошлые годы - получит через полгода нехилую задолженность, которую нужно разово погасить;
- если человек нажигает меньше, чем в прошлые годы - тоже проблема! Человек платит не за фактические расходы. Если в квартире жило 9 человек несколько лет, потом они уехали, и осталась одна бабушка - представляете ее среднемесячный расход в следующем году? Да у нее глаза из орбит выкатятся (а оплатить нужно то, что указано в квитанции, не меньше). Неважно, что ей корректирующий счет пришлют через полгода с бешеной переплатой, она эти полгода есть не будет, а платить-платить-платить;
- а вдруг, контролеров больше не будет? Разве контролеры показания со счетчиков воды снимают? Нет, сколько мы написали - столько мы и заплатили. А писать не будем - моментально получим количество кубометров по формуле (∑со_всего_подъезда - ∑у_кого_счетчики) / кол-во_квартир_без_счетчиков. Ну и получается, что с электричеством будет как с водой до момента установки счетчика: нажег света на 10000 киловатт один владелец - а заплатит только за 100 киловатт, если в доме 100 жильцов (99 из которых ничего не жгли).

МосЭнергоСбыт хочет повесить в Москве ящики по районам для учета показаний (как показания счетчиков воды). Но это пока проект.

Также МосЭнергоСбыт предлагает следующую схему. Если есть банковская карта - заключается договор с МосЭнергоСбытом, что каждый месяц с банковской карты снимают автоматически нужную сумму. Это самый удобный вариант. Ввел показания счетчика 15-26 числа, 7 числа следующего месяца формируется сумма, 10 числа она списывается с карты, и владелец карты получит SMS вида "вас обокрали на столько-то рублей, столько-то у вас осталось".

(добавлено 24.02.2013): внес в статью некоторые поправки, но они не критично отражаются на сути вопроса. Также проанализировал, в каких ситуациях счетчик электроэнергии начинает врать.

(добавлено 09.04.2013): получил первую квитанцию, после передачи показаний счетчика. Все в норме, плачу четко по тем показаниям, которые ввожу на сайте.

Обновлено ( 19.06.2020 18:50 )