" title="Написать письмо">Написать письмо

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1936
Просмотры материалов : 7052105
 
О качестве российского образования (19.04.2014). Печать E-mail
2014 - Апрель
19.04.2014 10:25
Save & Share

Я не буду говорить о тех вещах, о которых твердят уже несколько лет: что качество образования ухудшается, что студенты обыдляются, школьники бухают (а где-то даже и наркотики есть), что бесплатного образования становится все меньше. Это так, т.к. есть с чем сравнивать: коллектив студентов этого года и моего времени (2002-2008 годов); постановления Минобрнауки, направленные на ухудшение жизни аспирантов (например, положения о присуждении ученых степеней и о совете по защите диссертаций от 2014 года); альтруистов-преподавателей все меньше (никто не хочет работать за копейки). Я хочу рассказать о подходе, как студент и аспирант.

Вернемся в эпоху СССР. Кто-то морщится, кто-то мечтательно вздыхает, но речь не об этом. В те времена была Цели, которые государство всячески прививало своим гражданам. Нагнуть США, полететь в космос первыми ("пора сказать решительно и бесповоротно, что с врагами нужно биться, а не соглашаться")! "Ученым можешь ты не быть, но кандидатом стать обязан"! "Наша цель - постоянно увеличивать число советских республик".

И когда человек шел в школу, учился в вузе, работал на предприятии - он понимал: он преследует не только собственную реализацию, но и Цели Родины. Когда ему в школе преподавали органическую химию - он понимал: это пригодится там-то. Когда ему в вузе преподавали квантовую физику, он знал: это может пригодиться для такой-то Задачи. Когда он разбивал мозги в лепешку в аспирантуре - он понимал: его труды пригодятся стране. Вспомните также полет Гагарина в космос: народ ликовал, в честь этого был огромный парад, народ понимал, что их Цель достигнута.

Теперь вернемся в наше время. Цели Родины в сознании современной молодежи не работают, остается только внутренняя мотивация человека. В школьное время человек не успевает определиться, чего он хочет от жизни (на какую специальность ему поступать в вуз, например). В итоге имеем специалиста, окончившего вуз и идущего работать не по специальности (потому что он ошибся в своем выборе тогда, 5-6 лет назад). А в аспирантуре каждый желающий говорит: "твоя диссертация нужна только тебе, больше она никому не нужна" - и это соответствует реалиям.

Иными словами, нет мотивации как к самоопределению, так и к учебе (так как непонятно, что именно нужно изучать усиленно, а на что положить большой болт; нельзя же учить всё). В итоге предметы учатся либо на среднем уровне, либо "на отвали". Я сам ошибся в 2002 году, пойдя на факультет радиотехники; но ошибка не помешала мне стать хорошим программистом (появилась внутренняя мотивация им стать). Одновременно эта ошибка и помешала мне: средний балл по диплому 3.4 (нет мотивации к изучению радиотехники).

А теперь представьте: проучиться 5.5 лет на радиотехника, не имея к этому мотивации, - спустить эти годы на ветер (мне радиотехника пригодилась только в виде радиоэлектроники в аспирантуре, факт получения корочки опускаем: речь идет только о знаниях). Теперь представьте аспиранта, который поступил в аспирантуру, начал отдаваться науке - а тут ему говорят: "никому твои потуги не нужны" - тоже спущенные на ветер пару лет, если обидеться и уйти. Я не буду спорить о таких вещах, что аспирантура меняет философию жизни или что радиотехника поможет мне в ремонте материнской платы - я говорю о глобальных вещах: о Знаниях и потерянном времени. И не надо удивляться потом, что ваш начальник в частной конторе - с купленным дипломом о высшем образовании или степенью: просто он более рационально распределил свое время, развивая в себе то, что необходимо. А корочки - это формальность; напрямую не влияющие на реальный уровень знаний; также, можно всегда вывести тугодума на чистую воду, будь он хоть с тремя высшими.

Здесь ещё очень мешает призывной возраст. Я думал о переводе с факультета радиотехники на факультет программирования; но уже на начале 2-го курса мне заявили, что мне придется сдавать 7 "хвостов" - огромный риск отчисления!

Все сказанное выше, сводится к простому выводу: в современном мире человеку нужно большее время и вектор для самоопределения. Если мне скажут, что "так как человек не знает, что ему нужно, - ему нужно давать по-максимуму, пусть сам потом выберет" - я приму эту точку зрения. Но с оговоркой: с человеческой психологией это не сработает; а тем более с подростковой, когда он считает себя богом, а вокруг так, фигня какая-то. В школах дается много предметов, в вузах дается много предметов; мозг не справляется, а что отсеивать - ему может подсказать только интуиция. Ну вот за каким лешим радиотехнику квантовая физика, а? Все до единого, кто ее сдавал в 6-ти группах, не понимали, что это за фигня и где ее применять. А раз нет самоопределения с данным предметом или просто мотивации к его изучению - ему место в самом дальнем месте головного мозга и памяти ("утиль" называется). Не удивляйтесь на глупеньких девчонок с в/о: у них просто самоопределение не сработало, мотивация не появилась - ну они все предметы ошибочно в "утиль" и отправили (хоть это и не является оправданием их глупости).

Я не говорю о том, чтобы перейти к американской системе образования, где (образно) за 10 классов люди учатся только читать и считать для ориентации в магазинных ценниках. Я говорю о преобразовании информации и частичном ее исключении - для возможности правильного самоопределения обучаемого в ее восприятии, что породит заинтересованность. Поясню на примерах:
- о радиотехнике и квантовой физике я уже писал. Квантовая физика, как предмет, бессмысленная и беспощадная - я ее сдавал 13 раз, и из нашего потока все ее забыли через час после зачета. Исключить ее из программы обучения в тех специальностях, где ее значимость отсутствует или ничтожна;
- философия. Зачем мне изучать историю жизни Сократа и Канта, когда мне нужно изучать парадигмы, ими придуманными. Достаточно понять парадигму (в т.ч. ее плюсы и минусы) и запомнить имя ее автора;
- психология. В технических вузах ее ведут всего семестр, в некоторых вузах вообще ограничиваются написанием автореферата, который никто не будет читать и трансформируется в зачет. А вот зря, потому что на этом предмете (без разницы, гуманитарий или технарь) можно разбирать психологию, с которой мы сталкиваемся повседневно: психология женщины/мужчины в тех и иных ситуациях (причины и следствия), язык жестов, язык глаз, способы манипуляций (рекламные, мошеннические, ...) и прочее;
- о школьных предметах. В целом, нагрузка до 2002 года была нормальной; как сейчас - нет возможности проверить. Но именно там нужно использовать психологические приемы обработки обучающегося: заинтересовать школьника в данном предмете. Если на самых первых занятиях рассказывать школьникам смысл предмета, а на каждом занятии смысл этого занятия - предмет станет более прозрачным. Помню, как в школе начали интегралы и производные изучать: первое впечатление - "что это за фигня?". А потом нам объяснили: "интеграл - это плюс измерение: проинтегрированная линия превращается в площадь, проинтегрированная площадь - в объем; а производная - это наоборот, и производная от линии станет точкой. И надо это при расчете всяких площадей фигур и деталей, объемов помещений, контейнеров, нахождения оптимальных путей и прочих штук, с которыми мы в жизни сталкиваемся". Заинтересовало;
- у нас в школе не преподавали астрономию. Точнее, ее вел физик (вечный ему покой: добрый мужик был); и оценка ставилась только путем написания автореферата. Он слабел и не мог вести несколько предметов, а замены не было. У нас был физико-математический класс; и, кажется, он понял, что этот предмет нам в жизни мало пользы принесет (так и вышло в реальной жизни). Он и прав, и нет: т.к. самые простые знания пришлось учить самостоятельно ("солнце встает с запада или востока?" - как не заблудиться в лесу без компаса).

Фразы напоследок, которые меня просто бесят. Пришел студент на первое занятие - "забудь то, чему тебя учили в школе!", пришел работник на первую работу - "забудь то, чему тебя учили в институте!". Статья - именно об этом: сделать так, чтобы человек искренне учил и не забывал то, что учил; даже в нынешних нравственных реалиях. Хрен я забуду интегралы и производные, потому что знаю, для чего они нужны в реальной жизни. И я не ботан, если что.

Обновлено ( 18.04.2015 08:39 )
 
 

Последние новости


©2008-2024. All Rights Reserved. Разработчик - " title="Сергей Белов">Сергей Белов. Материалы сайта предоставляются по принципу "как есть". Автор не несет никакой ответственности и не гарантирует отсутствие неправильных сведений и ошибок. Вся ответственность за использование материалов лежит полностью на читателях. Размещение материалов данного сайта на иных сайтах запрещено без указания активной ссылки на данный сайт-первоисточник (ГК РФ: ст.1259 п.1 + ст.1274 п.1-3).

Много статей не имеет срока устаревания. Есть смысл смотреть и 2011, и даже 2008 год. Политика сайта: написать статью, а потом обновлять ее много лет.
Открыта карта ВТБ для донатов на дорогостоящие эксперименты: 5368 2902 0040 0838.

Рекламодателям! Перестаньте спамить мне на почту с предложениями о размещении рекламы на этом сайте. Я никогда спамером/рекламщиком не был и не буду!
Top.Mail.Ru