О качестве российского образования (19.04.2014). |
2014 - Апрель | |||
19.04.2014 10:25 | |||
Я не буду говорить о тех вещах, о которых твердят уже несколько лет: что качество образования ухудшается, что студенты обыдляются, школьники бухают (а где-то даже и наркотики есть), что бесплатного образования становится все меньше. Это так, т.к. есть с чем сравнивать: коллектив студентов этого года и моего времени (2002-2008 годов); постановления Минобрнауки, направленные на ухудшение жизни аспирантов (например, положения о присуждении ученых степеней и о совете по защите диссертаций от 2014 года); альтруистов-преподавателей все меньше (никто не хочет работать за копейки). Я хочу рассказать о подходе, как студент и аспирант. Вернемся в эпоху СССР. Кто-то морщится, кто-то мечтательно вздыхает, но речь не об этом. В те времена была Цели, которые государство всячески прививало своим гражданам. Нагнуть США, полететь в космос первыми ("пора сказать решительно и бесповоротно, что с врагами нужно биться, а не соглашаться")! "Ученым можешь ты не быть, но кандидатом стать обязан"! "Наша цель - постоянно увеличивать число советских республик". И когда человек шел в школу, учился в вузе, работал на предприятии - он понимал: он преследует не только собственную реализацию, но и Цели Родины. Когда ему в школе преподавали органическую химию - он понимал: это пригодится там-то. Когда ему в вузе преподавали квантовую физику, он знал: это может пригодиться для такой-то Задачи. Когда он разбивал мозги в лепешку в аспирантуре - он понимал: его труды пригодятся стране. Вспомните также полет Гагарина в космос: народ ликовал, в честь этого был огромный парад, народ понимал, что их Цель достигнута. Теперь вернемся в наше время. Цели Родины в сознании современной молодежи не работают, остается только внутренняя мотивация человека. В школьное время человек не успевает определиться, чего он хочет от жизни (на какую специальность ему поступать в вуз, например). В итоге имеем специалиста, окончившего вуз и идущего работать не по специальности (потому что он ошибся в своем выборе тогда, 5-6 лет назад). А в аспирантуре каждый желающий говорит: "твоя диссертация нужна только тебе, больше она никому не нужна" - и это соответствует реалиям. Иными словами, нет мотивации как к самоопределению, так и к учебе (так как непонятно, что именно нужно изучать усиленно, а на что положить большой болт; нельзя же учить всё). В итоге предметы учатся либо на среднем уровне, либо "на отвали". Я сам ошибся в 2002 году, пойдя на факультет радиотехники; но ошибка не помешала мне стать хорошим программистом (появилась внутренняя мотивация им стать). Одновременно эта ошибка и помешала мне: средний балл по диплому 3.4 (нет мотивации к изучению радиотехники). А теперь представьте: проучиться 5.5 лет на радиотехника, не имея к этому мотивации, - спустить эти годы на ветер (мне радиотехника пригодилась только в виде радиоэлектроники в аспирантуре, факт получения корочки опускаем: речь идет только о знаниях). Теперь представьте аспиранта, который поступил в аспирантуру, начал отдаваться науке - а тут ему говорят: "никому твои потуги не нужны" - тоже спущенные на ветер пару лет, если обидеться и уйти. Я не буду спорить о таких вещах, что аспирантура меняет философию жизни или что радиотехника поможет мне в ремонте материнской платы - я говорю о глобальных вещах: о Знаниях и потерянном времени. И не надо удивляться потом, что ваш начальник в частной конторе - с купленным дипломом о высшем образовании или степенью: просто он более рационально распределил свое время, развивая в себе то, что необходимо. А корочки - это формальность; напрямую не влияющие на реальный уровень знаний; также, можно всегда вывести тугодума на чистую воду, будь он хоть с тремя высшими. Здесь ещё очень мешает призывной возраст. Я думал о переводе с факультета радиотехники на факультет программирования; но уже на начале 2-го курса мне заявили, что мне придется сдавать 7 "хвостов" - огромный риск отчисления! Все сказанное выше, сводится к простому выводу: в современном мире человеку нужно большее время и вектор для самоопределения. Если мне скажут, что "так как человек не знает, что ему нужно, - ему нужно давать по-максимуму, пусть сам потом выберет" - я приму эту точку зрения. Но с оговоркой: с человеческой психологией это не сработает; а тем более с подростковой, когда он считает себя богом, а вокруг так, фигня какая-то. В школах дается много предметов, в вузах дается много предметов; мозг не справляется, а что отсеивать - ему может подсказать только интуиция. Ну вот за каким лешим радиотехнику квантовая физика, а? Все до единого, кто ее сдавал в 6-ти группах, не понимали, что это за фигня и где ее применять. А раз нет самоопределения с данным предметом или просто мотивации к его изучению - ему место в самом дальнем месте головного мозга и памяти ("утиль" называется). Не удивляйтесь на глупеньких девчонок с в/о: у них просто самоопределение не сработало, мотивация не появилась - ну они все предметы ошибочно в "утиль" и отправили (хоть это и не является оправданием их глупости). Я не говорю о том, чтобы перейти к американской системе образования, где (образно) за 10 классов люди учатся только читать и считать для ориентации в магазинных ценниках. Я говорю о преобразовании информации и частичном ее исключении - для возможности правильного самоопределения обучаемого в ее восприятии, что породит заинтересованность. Поясню на примерах: Фразы напоследок, которые меня просто бесят. Пришел студент на первое занятие - "забудь то, чему тебя учили в школе!", пришел работник на первую работу - "забудь то, чему тебя учили в институте!". Статья - именно об этом: сделать так, чтобы человек искренне учил и не забывал то, что учил; даже в нынешних нравственных реалиях. Хрен я забуду интегралы и производные, потому что знаю, для чего они нужны в реальной жизни. И я не ботан, если что. |
|||
Обновлено ( 18.04.2015 08:39 ) |