Много статей не имеет срока устаревания. Есть смысл смотреть и 2011, и даже 2008 год. Политика сайта: написать статью, а потом обновлять ее много лет.
Открыта карта ВТБ для материальной поддержки сайта: 4893470220568296.

Рекламодателям! Перестаньте спамить мне на почту с предложениями о размещении рекламы на этом сайте. Я никогда спамером/рекламщиком не был и не буду!
" title="Написать письмо">Написать письмо

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1160
Просмотры материалов : 4084827
 
Стоимость создания сайта с нуля (04.12.2014). Печать E-mail
2014 - Декабрь
04.12.2014 14:35
Save & Share

Это могло стать моим N-цатым хобби. Однако по техническому и человеческому факторам я отказался от этой идеи ещё в 2011 году, создав несколько сайтов для себя и несколько сайтов для своих заказчиков - в более далеком прошлом. Речь пойдет именно о создании сайта.

Прежде всего о рекламе. Меня пробивает истерический смех, когда я вижу объявления вида "сайт от 400 рублей" (или более крупная сумма, например, 1200). Если бы теория вероятностей выходила за пределы 100% - я бы с уверенностью сказал, что это лохотрон с вероятностью 146%. В то же время попадается реклама, где предлагают сайты-визитки сделать за 20000-40000 рублей. Это - уже другая крайность. Поэтому я не смогу четко ответить на вопрос правильной стоимости сайта; но опишу примерный алгоритм, что же делает исполнитель - а там и сумму себе представите.

Но прежде чем перейти к непосредственным работам, уточню о заказчике. Он - человеческий фактор, который хочет, чтобы все было сделано с иголочки за его средства, и в то же время не желающий принимать участие в работе создания сайта. Казалось бы, логично: отдал деньги - получил товар. Только если в реальном мире товар - это что-то такое объективное (400 граммов мяса определенного сорта, конструктор с определенным количеством деталей, машина с определенными ТТХ), то сайт (или любая виртуальная программа, а сайт есть программа) - это что-то субъективное. И неизбежны стычки между исполнителем и заказчиком по каким-то моментам выполненных работ или неизбежны взаимодействия в процессе их выполнения.

И здесь развилка: либо заказчик совсем не принимает участия в создании сайта и потом молчит в тряпочку по окончании работ и расплачивается; либо взаимодействует с исполнителем, отвечая на все его вопросы, проверяя его работу поэтапно, выполняя какие-то этапы самостоятельно. Для защиты и тех, и других существует такой замечательный документ: техническое задание (ТЗ), которое пишет заказчик. Но и он не спасает, так как заказчик не знает всех нюансов: исполнитель делает все по ТЗ, заказчику не нравится какой-то момент работ, а исполнитель говорит, что в ТЗ это не указано. Мало того, термины "красивый", "функциональный", "простой" и т.д. - у всех разные, поэтому употребление их в ТЗ может усугубить ситуацию.

Также нужно понимать, что сайт - это визитка человека, который его создавал: как исполнителя, так и заказчика. Желание и того, и другого должны совпадать: нужно создать именно красивый сайт (встречают по одежке), а потом ещё уделять внимание функционалу (провожают по уму) и раскрутке (чтобы встретили по одежке). А для этого нужно работать обоим. Во что превращается плохой сайт? - в антирекламу для заказчика, его создающего (исполнитель может и не указывать своего авторства).

Лишь 1 человек из всех заказчиков, с которыми я работал, понимал данную парадигму - и на все мои вопросы и запросы отвечал незамедлительно. И он - единственный человек, с которым было приятно работать. Все остальные, даже лучший друг, почти не принимали участия в работе или соглашались делать работу, но не выполняли ее. Как следствие - прекращение взаимодействия.

Теперь о этапах создания сайта с нуля:
- выбор домена (имени сайта). В 2008 году я потратил на выбор домена "Bad-Good.ru" 5 часов своего времени. Потому что сайтов много - все короткие или красивые имена заняты (а имя сайта очень важно). Фактически, эту работу должен делать заказчик; или хотя бы принять участие в выборе каких-то имен, предоставленных исполнителем. На сбор этого списка свободных имен нужно время - это как минимум 1 день работы исполнителя;
- далее это имя нужно купить у регистратора домена и заплатить за него. Это должен делать заказчик с подсказок исполнителя, т.к. в этом случае требуются паспортные данные заказчика, а для юридического лица - иная личная информация;
- далее нужно купить хостинг и положить на него деньги. Это тоже должен делать заказчик с подсказки исполнителя, т.к. хостер хостеру рознь. И только после этого исполнитель сможет правильно настроить все параметры виртуальной площадки;
- далее нужно выбрать систему управления сайтом (CMS). Платность, удобность, простота работы и обслуживания (в том числе технического обновления) и многие иные вопросы решаются при ее выборе - и опять это должно обсуждаться с заказчиком, ведь большинство из них хотят поддерживать сайт своими силами, чтобы сэкономить;
- выбор шаблона для сайта может быть ключевым моментом его красоты. А так как термин "красивый" у всех разный - заказчик должен сидеть вместе с исполнителем, выбирать шаблоны и спорить, какой из них лучше;
- решить вопрос, будут ли в шаблон вноситься ручные изменения. Как правило, вносятся, но это своеобразная точка невозврата. Потому что при смене шаблона на другой потребуется вручную внести все эти ручные изменения. А помнятся ли они все, приживутся ли все, потянет ли за собой забытое изменение что-то ещё - вопрос случая, точности и опыта исполнителя. Точка невозврата - потому что за несколько лет эти изменения стираются из головы наглухо + новые шаблоны иных конструкций - много геморроя. Поэтому считаю смену шаблона сайта или очень сильный редизайн его пустой тратой времени;
- наполнение сайта контентом, текстовым и графическим. Отдельный вопрос, который, по-хорошему, должен делать другой специалист: тот, кто поддерживает уже созданный сайт. Качество лингвистики текста, красота картинок, орфография и прочие нюансы влияют на раскрутку сайта и мнение посетителя о сайте. Поэтому бывает так, что исполнитель заполняет сайт какой-нибудь ерундой, работа сдается - сайт создан, а чем наполнен - уже не его дело.

Теперь представим, что исполнителю попался ленивый заказчик. Множество вопросов без ответа, проблемы взаимодействия - головная боль, и получается плохой сайт по многим пунктам. А ведь никто не отменял и технические проблемы на пути создания сайта: когда какая-нибудь мелочь отнимает целый день (а надо сделать обязательно, и даже не по желанию заказчика - а потому что так надо). Именно эти причины и послужили тому, что у меня стало на одно хобби меньше. Да, я вношу изменения на этом раз в год (для увеличения удобства), но иногда мне за них приходится платить реальными деньгами. Ну а если кто-то предложит мне обновить CMS или выбрать другой шаблон - у него появится дружеский, шутливый отпечаток ботинка на заднице.

А говоря о фирмах по созданию сайтов - здесь тоже нет ничего хорошего:
- 400 и 40000 рублей за сайты-визитки является лохотроном;
- можно создать сайт на сложной CMS, вынудив потом заказчика оплачивать поддержку сайта многоразово или ежемесячно;
- доменное имя может быть оформлено на фирму, а не на заказчика, что может дать почву для вымогательства в будущем;
- доменное имя может не продлеваться автоматически. По истечение N лет имя освобождается - и заказчику приходит письмо "у нас в руках твой домен, продадим за 10000$";
- и другие мелочи, десятки их.

И все эти вымогательства - в рамках закона и договора фирмы, это похоже на договоры с банками. Поэтому лучше создавать сайты по знакомству. Это как компьютер чинить, чтобы не нарваться на компьютерную помощь или "а-айсберг".

Обновлено ( 04.12.2014 21:29 )
 
 

Последние новости


©2008-2019. All Rights Reserved. Разработчик - " title="Сергей Белов">Сергей Белов. Материалы сайта предоставляются по принципу "как есть". Автор не несет никакой ответственности и не гарантирует отсутствие неправильных сведений и ошибок. Вся ответственность за использование материалов лежит полностью на читателях. Размещение материалов данного сайта на иных сайтах запрещено без указания активной ссылки на данный сайт-первоисточник (ГК РФ: ст.1259 п.1 + ст.1274 п.1-3).