Зарядка 12-вольтовых кислотных батарей через прикуриватель (13.11.2015). Печать
2015 - Ноябрь
13.11.2015 19:57
Save & Share

Эксперименты с прикуривателем автомобиля показали, что напряжение на нем равно напряжению генератора без нагрузки (14.4В), при увеличении внешних/внутренних потребителей напряжение падает. Минимальная зафиксированная величина составляла около 13.1В. Напряжение пускового зарядного устройства, АКБ ИБП и прочих батарей меньше минимального напряжения прикуривателя (12.6-13В), что позволяет проводить их полный заряд или дозаряд (в зависимости от иных потребителей) во время заведенного автомобиля.

В случае с АКБ ИБП функция подзаряда будет полезна, если она используется при питании ночью светодиодных лент в палатке. Или прочих потребителей, когда машина не заведена, а ее АКБ разряжать не рекомендуется (отдаленность от цивилизации и городов).

В случае с пусковым зарядным устройством возможен его дозаряд после запуска с его помощью автомобиля, чтобы его хватило на дополнительные пуски.

Так как подсоединяемые для заряда батареи сами являются источниками ЭДС, необходимо защитить цепь при помощи высокоамперного диода малых размеров (вдруг напряжение просядет ниже 13.1В при включении большого количества потребителей). Идеально подходит VS-10TQ045PBF: 10А, малые габариты, максимальное падение напряжения 0.57В (можно приклеить герметиком на него радиатор). Предохранитель не требуется, т.к. в блоке предохранителей установлен на 15А; но так как менять его неудобно - лучше установить по номиналу диода в штекер прикуривателя. В итоге схема устройства становится совсем простой: штекер с предохранителем, диод на плюсовом проводе, провода заканчиваются необходимыми разъемами (например, разноцветными клеммами). А если денег не жалко или нет автомобильного монитора - и вольтамперметр припаять.

А вопрос о недозаряде батареи напряжением менее 14.4В уже решен: человеческий фактор, не более.

(добавлено 10.01.2016): нашел более подходящие по ТТХ диоды Шоттки. VS-19TQ015SPBF существует с двумя видами крепления, а также VS-12CWQ03FNTRPBF.

(добавлено 21.01.2016): данная статья является частью разработки автомобильного монитора АМ-04, где и приведены подробные схемы для сборки указанных в статье компонентов.

(добавлено 14.03.2016) Если планируется установить вольтметр на клеммы АКБ - есть смысл параллельно с вольтметром питать и данное ЗУ (не от прикуривателя, а от клемм генератора напрямую - при запущенном двигателе. В этом случае батарея получит фиксированные 14.4В. Но, в принципе, 13В или 14.4В - несущественно: доказано, что в ИБП на клеммах ЗУ 13.5В (которое еще и просядет при нагрузке).

(добавлено 19.03.2016) Максимальный ток для "под ноль" севшей АКБ ИБП (5В) составляет 3.5А при использовании диода VS-12CWQ03FNTRPBF (выступает в роли ограничителя своим сопротивлением) и 6А без диода вообще. На диод VS-12CWQ03FNTRPBF точно нужен радиатор при токе более 1А: малые габариты играют с ним злую шутку. Не уверен, что АКБ ИБП будет служить долго после тока заряда 50% от емкости. Тем не менее, это способ заряда при отсутствии бытовой сети, но не подходит для "под ноль" севших АКБ ИБП. Осталось измерить ток "под ноль" севшей АКБ - это также даст ответ, можно ли полностью разряженную АКБ ставить в автомобиль. До 5В разрядить не смогу, где-то в районе 8В оставлю.

(добавлено 20.03.2016) В ноль разряженная АКБ автомобиля потребляет ток более 15А. Срочно нашел простое решение вопроса: установка последовательно лампы 12В (именно накаливания или галогенную). 55Вт для автомобильных АКБ (ток 4.58А) и 21Вт для АКБ ИБП (ток менее 1А). Действительно, лампа накаливания работает как бареттер, и ее сопротивление изменчиво. Какое же было удивление, когда при подключенной последовательно лампе 12В/21Вт напряжение на АКБ увеличилось на 0.22В (с 10.5В до 10.72В), а ток ограничился 0.7А. Почему Уоррену де ла Рю не дали Нобелевскую премию за изобретение такого шедевра, а?!

(добавлено 21.03.2016) Можно использовать лампы большей мощности. Чем больше мощность - тем больше максимальный ток. С галогенной лампой 55Вт максимальный ток 3А, с лампой накаливания 21Вт - 1.7А (при полностью разряженной АКБ автомобиля до 6.6В). Будут закуплены другие лампы - в итоге выложу данные в статье о бареттере и подкорректирую данные в схеме. А пока результат с галогенной лампой 55Вт: за 6 часов напряжение поднялось с 6.6В до 11.3В при емкости АКБ в 40А·ч. Такой АКБ хватит на несколько ночей светодиодного освещения, еще и музыку поиграть можно. Тут точно есть зависимость от сопротивления лампы: чем мощнее лампа, тем меньше сопротивление и тем меньше падение напряжения на ней. Надо будет потом с лампой 100Вт попробовать.

(добавлено 11.04.2016) Скоро доработаю прибор до универсального: через прикуриватель и стационарно. Лампа накаливания оказалась настолько удивительна, что с лихвой берет избыток от питающего напряжения. Специально выкрутил регулятор напряжения на максимальные 15В - и только лампа ярче светиться стала; напряжение на АКБ же вообще ни на десятую не изменилось. Разница в схеме лишь в том, что контакты реле спаиваются по-другому.

(добавлено 17.04.2016) Теперь стационарно использовать данное ЗУ можно, с использованием адаптера питания. Но много элементов в схеме становятся излишними: например, в адаптере питания ток не течет в обратную сторону. Остается вырезать их из схемы и получить ЗУ Lite, которое можно будет легко собрать на коленке.

Обновлено ( 17.04.2016 12:53 )