Много статей не имеет срока устаревания. Есть смысл смотреть и 2011, и даже 2008 год. Политика сайта: написать статью, а потом обновлять ее много лет.
Открыта карта ВТБ для материальной поддержки сайта: 4893470220568296.

Рекламодателям! Перестаньте спамить мне на почту с предложениями о размещении рекламы на этом сайте. Я никогда спамером/рекламщиком не был и не буду!
" title="Написать письмо">Написать письмо

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1243
Просмотры материалов : 4534575
 
Автор VS издательство (23.09.2015). Печать E-mail
2015 - Сентябрь
23.09.2015 18:10
Save & Share

Со стороны семья может выглядеть очень крепкой, и только члены семьи знают настоящую подноготную в виде скандалов и прочей нервотрепки из-за дележки денег и влияния. С авторами и издательствами оказалось что-то из этой оперы; хотя это с виду и союз, призванный продвигать знания в массы.

Вспомним обо всех посредниках и их свойствах. Купить подешевле, перевезти (и то не всегда) и продать подороже один и тот же товар - иными словами, паразиты на каком-либо товаре. В случае с перепродажей товаров общего назначения, будь то фрукты или бытовая техника, убытки для покупателя прямые. Эти посредники ничего не производят и только паразитируют: размер паразитизма ясно показан на маркет-яндексе (одну и ту же вещь можно купить и за 50% стоимости, и за 200-300%). В случае же с редкими вещами для покупателя убытки косвенные, т.к. покупатель получает возможность купить что-то ценное, пусть и с переплатой (назовем таких посредников "Курьерами": не производят, но хотя бы доставляют что-то уникальное).

В этой цепочке забыто самое первое звено, где посредник является покупателем, а не продавцом (продавцом является производитель товара). И выяснилось, что начальный продавец страдает не хуже конечного покупателя, потому что ему приходится идти на сделку с посредником, принимая его условия; как и конечный покупатель принимает у посредника условия ценника.

Рассмотрим прямой убыток производителя и конечного покупателя. Пусть есть некая фабрика производства тортов (заявляю: "Черемушки" - вкуснятина). Производитель стонет от условий магазинов: вынужден продавать свой товар по повышенной цене, почти +100% к первоначальной стоимости (себестоимости + интереса производителя). Казалось бы: чего стонет, +100% прибыли - а не прибыль это производителя. Из-за "консультационных услуг" торговых сетей, из-за их скидочных акций и прочих тонкостей производитель имеет прямые убытки, согласно договору, заключенному с этой сетью. В итоге торт будет, условно, вместо 100 рублей отдаваться сетевику за 200 - чтобы не остаться в убытках, а сетевик - толкнет его за 300 конечному покупателю. Вывод в этой ситуации прост: ехать на метро "Новые Черемушки" и брать непосредственно с фабрики, чем связываться с посредником. Здесь разъясняются все мелочи, это работает и по сей день, и чем дороже товары в сетевом магазине - тем больше он дурит покупателя, т.к. товары поставляются из одного места (промежуточных складов или складов производителя).

Рассмотрим косвенный убыток покупателя и прямой убыток автора (плавно переходим к теме книг). Типография производит на свет книги, переводя на белые листы труд автора. Но издательство - это не типография, оно лишь может воспользоваться ее услугами при подписании договора с автором. Издательство - просто распространитель, аналогичный сетевым магазинам. Его задача состоит в получении максимальной прибыли, для которой сначала нужно нагнуть автора, а затем и покупателя - при этом оказав услугу в виде транспортировки товара на полку к глазам покупателя. А так как книги товар штучный (очень редко, когда один и тот же человек покупает книгу 2 раза) - издательства относятся именно к "Курьерам". Теперь вспоминаем, что происходит с редкими товарами: они дорогие; потому и редкие, что сложности с их распространением есть. И "Курьеры" начинают потихоньку борзеть, как сетевики: если торт испортится за несколько дней - то и актуальность книг авторов тоже ограничена во времени (к примеру, за 1.5 года попыток защититься моя диссертация несколько устарела).

В итоге любой реселлер всегда нагибает производителя, а покупателя - как придется. И отношения между автором-производителем и издательством-посредником - это война. При этом автор книги не может взвинтить цену издательству +100%, как в случае с тортом: при тираже 1000-5000 экземпляров издательство просто пошлет автора подальше, из-за потенциальной потери прибыли (автор новый, продастся или нет - неизвестно).

На своем личном примере. Издание монографии - продукт штучный (50-300 экземпляров) и уникальный тем, что и автор практически всегда новый в этом деле, и его труд есть что-то ни на что не похожее. И ситуация потрясающая: автор сам платит деньги издательству за издание своего труда; в то время, как какой-нибудь аналог Донцовой будет его именно продавать издательству (одна из причин, почему ширпотреб процветает, а научные труды загибаются). Отдав 7500-40000 рублей за электронный или печатный вариант монографии, автору предлагают договор:
- "издательству предоставляется регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания (автору высылается копия)". Издательству оригинал, автору копия - к чему бы это;
- "автор передает Издательству исключительное право  на Рукопись в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ) с момента заключения настоящего Договора. Исключительное право передается Издательству на безвозмездной основе, на срок один год со дня подписания данного договора". Смотрим статью 1234 ГК РФ, пункт 3: "По договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное" - а вот и предусмотрено! Это значит, что автор сам себя ограничивает тем, что не имеет права на протяжение одного года публиковать этот материал в любом виде в других издательствах (исключительное право) - да еще и бесплатно. Мало того, происходит передача прав в полном объеме - никаких отчислений за продажу своего произведения издательством или библиотеками-партнерами автор не получит, вся прибыль идет издательству. И контрольный выстрел: издательство вправе не уведомлять автора, куда ушло его произведение: передача в полном объеме исключительного права - это не копирование прав автора издательству, а их перемещение;
- может быть дополнительно заключен договор заказа. Это значит, что автор низвергает себя до подрядчика: когда издательство получает полные права на произведение, является его заказчиком - и накладывает на автора дополнительные обязанности и пенни за их невыполнение.

Был просмотрен всего 1 договор. Итог плачевный для автора как производителя: ограничения, пошлины, штрафы и подводные камни. Получается, придется отдельную статью писать: как издавать монографии именно с юридической точки зрения; потому что этот договор, мягко говоря, напряг.

(добавлено 08.11.2016) Вот пример оформления договора с издательством.

(добавлено 24.03.2017) Ранее слышал об утечке изданных в России статей за границу, но не понимал толком, как это происходит. На глаза попался журнал, в котором в графе "авторские права" этот механизм был частично раскрыт.

"1. Автор (соавторы) с даты вступления настоящего Договора в силу передают и продают Издателю на срок действия авторского права все исключительные права на Произведение на английском языке, включая права на перевод (в том числе и на перевод оригинального Произведения на английский язык), воспроизведение, переиздание (право выдавать лицензию),  передачу, распространение или иным способом использование Произведения или содержащихся в нем частей (фрагментов) для публикации по всему миру  на английском языке в научных, учебных, технических или профессиональных журналах или других периодических изданиях и производных работах;  в печатных и электронных версиях  таких журналов, периодических изданий и производных работах во всех  средствах и форматах, существующих на данный момент и которые могут возникнуть в будущем,  а также право на выдачу лицензии (или разрешения), третьим сторонам (в т.ч. аффилированным лицам и др.) использовать Произведение на английском языке для публикации по всему миру в таких журналах,  периодических изданиях и составительских и производных работах, базах данных.
2. В дополнение к вышеуказанному понятие использование, предусмотренное выше, включает, не ограничиваясь: право на воспроизведение англоязычной версии Произведения и содержащихся в нем отдельных частей, включая аннотации, библиографическую информацию, иллюстрации, рисунки, фотографии и все составляющие собственность объекты авторских прав, которые содержатся в Произведении, компиляциях, репринтах, сборниках статей, журналах, образованных разделением  журнала (или включением в него), дополнительных выпусках, комбинированных изданиях, производных произведениях и других формах Произведения на английском языке, в базах данных и любым иным способом и в любой иной форме (включая кроме всего прочего любые печатные и электронные форматы); право на создание на их основе любых других производных произведений; право компилировать; право распространять, рассылать, поставлять на рынок, предоставлять доступ к, рекламировать, распространять  копии, продвигать и продавать (напрямую или через третьих лиц) Произведение на английском языке или отдельные их части (как указано выше), по отдельности или в коллекциях и пакетах вместе с другим контентом по любым моделям распространения, лицензирования и продажи, которые практикуются в настоящее время или возникнут в будущем.
3. Передача прав по настоящему Договору включает право на обработку формы представления Произведения на английском языке для использования во взаимодействии с компьютерными программами и системами (базами данных), воспроизведения, публикации и распространения в машиночитаемом формате и внедрения в системы поиска (базы данных)
4. Издатель будет иметь все права на англоязычную версию Произведения, включая переводы, компиляции и другие производные по отношению к Произведению произведения, созданные Издателем (его сотрудниками или подрядчиками) в соответствии с настоящим Договором, и в той степени, в какой Автор (соавторы) сохраняют права на эти Произведения.
5. Автор (соавторы) или Работодатель автора (соавторов) Произведений сохранит все имущественные права (за исключением прав, переданных Издателю или указанных как принадлежащие Издателю в соответствии с настоящим договором), включая права на патенты и торговые знаки, а также на процессы и методы, описанные в Произведении
".

Для издательства это слишком жирно. Но что же достается автору? А дальше идет эпичная строка: "издательство разрешает автору". То есть еще и ограничивает автору возможности по его статье.

 

Обновлено ( 24.03.2017 15:34 )
 
 

Последние новости


©2008-2019. All Rights Reserved. Разработчик - " title="Сергей Белов">Сергей Белов. Материалы сайта предоставляются по принципу "как есть". Автор не несет никакой ответственности и не гарантирует отсутствие неправильных сведений и ошибок. Вся ответственность за использование материалов лежит полностью на читателях. Размещение материалов данного сайта на иных сайтах запрещено без указания активной ссылки на данный сайт-первоисточник (ГК РФ: ст.1259 п.1 + ст.1274 п.1-3).