" title="Написать письмо">Написать письмо
Много статей не имеет срока устаревания. Есть смысл смотреть и 2011, и даже 2008 год.
Политика сайта: написать статью, а потом обновлять ее много лет.
Открыта карта ВТБ для материальной поддержки сайта: 4893470220568296.

Рекламодателям! Перестаньте спамить мне на почту с предложениями о размещении рекламы на этом сайте. Я никогда спамером/рекламщиком не был и не буду!
Ваш IP: 54.80.188.87
Вы подарите мне деньги на развитие этого сайта? Номер карты указан зеленым цветом.
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1066
Просмотры материалов : 3671425
 
Отсоединение питания от АКБ без снятия клемм (22.01.2016). Печать E-mail
2016 - Январь
22.01.2016 15:52
Save & Share

Мой друг купил себе отечественный автомобиль. Гранту. И понеслась. Через месяц сдохла АКБ, стало что-то не так с магнитолой. Сменил АКБ - лучше не стало: АКБ разряжается в 0. Так он и живет теперь: снимает клемму после каждой поездки.

Думаете, только на отечественных авто утечка? "Утечка" есть у каждого, кто ездит пару раз в неделю, выражается в виде питания сигнализации, магнитолы и прочих приборов автомобиля в простое. За все время использования автомобилей, разных марок, всегда от сигнализации было много проблем и ни одного толка. Как было бы здорово, если бы в салоне существовал переключатель, полностью отключающий АКБ от автомобиля.

А он существует! Хоть и называется дико: "выключатель массы". Разрезается минусовой провод к АКБ, зажимаются концы клеммами 16мм2, прикручиваются к выключателю массы - выключатель готов! Так как минусовых проводов к АКБ идет несколько - можно варьировать: отключить питание стартера+генератора или всех остальных приборов; достаточно открыть схему электропроводки автомобиля. Можно их несколько поставить, в конце концов.

А как было бы удобно, если бы выключатель не под капотом был, а в салоне. А он существует! Выключатель массы дистанционный. Стоит в 4 раза дороже обычного, несмотря на то, что там добавлен только магнит и кнопка в салон.

Я буду отключать АКБ полностью. Мало того, клеммы и выключатель удлинят минусовой провод на несколько сантиметров, что окончательно позволит мне поставить АКБ, почти в 2 раза превышающую емкость родной, да еще и с обратной полярностью.

ТТХ выключателей массы интересные: всего лишь 50А - но никто не жалуется на их перегревы. Возьмем провод к АКБ матиза: он всего 25мм2. По таблице сечения проводов это соответствует всего лишь 140А. Как же так, ведь пиковые токи при работе стартера могут достигать 270А! И тут пошли нюансы:
- не при работе, а при первом мгновении (начальный, пиковый), пока стартер не стронется с места. Далее - значительно меньше;
- ток идет меньше 5 секунд. Если же машина не заводится - сила тока сильно меньше, хоть и дольше;
- на Daewoo Matiz стоит стартер марки WoodAuto модели STR85000 0.8кВт/67А. У стартера 67А - номинальная мощность без нагрузки; с нагрузкой вырастет - но производитель учел этот момент и поставил провод с 102% запасом;
- провод от стартера до АКБ короткий. Чем короче провод - тем меньше его сопротивление;
- 3-цилиндровый двигатель 0.8л, а не 6-цилиндровая 5-литровая многотонная дура, которая возит сама себя.

Поэтому выключатель массы на 50А безопасен для микролитражек: указан номинальный ток, а пиковый в 2.5 раза больше (и именно пиковый рассчитан на время 5 секунд). Для остальных машин - от 100А (пиковый будет 250А). Лучше - тракторный выключатель массы.

Нюансы покупки. Есть фирмы, загоняющие 300А выключатели массы по цене 1200-5000 рублей - это есть обман (плюс не указан пиковый ток - а вдруг номинальный за пиковый выдают?). Выключатель на 50А ВК318Б ставится на ГАЗ, ВАЗ и прочие марки. Особенность: "величина падения напряжения на контактах при токе 50 А 0.03 В (не более)" - то есть, при старте на нем упадет всего 3Вт. Стоит этот товарищ всего 155 рублей.

А в электронике-то сколько применений можно такому выключателю найти. При сборке нагрузочной вилки, например.

Данная статья является частью разработки автомобильного монитора АМ-05, где и приведены подробные схемы для сборки указанных в статье компонентов.

(добавлено 23.01.2016): ой, как интересно. Реальное сопротивление ВК318Б невозможно замерить простым мультиметром. Показал сопротивление щупов 0.6Ом, замкнутые накоротко; и те же 0.6Ом, при присоединении к устройству. Сопротивление мало и составляет менее 0.01Ом. Это разумно, иначе при 0.01Ом и 50А на нем падало бы 25Вт. А по поводу приобретения данных устройств - смотрите дату изготовления (выбита на корпусе). У меня оказался 10.1991, не обратил внимания. А второй, ВК318Б У-ХЛ, - 01.2015. И размер гайки не M6, а M10!

Толстый минусовой провод к АКБ (к стартеру, генератору, ДВС и, вероятно, инжектору) сливается с тонким проводом (остальная электрика) - и получается клемма АКБ. Можно выключатель массы установить на тонкий провод, т.к. вероятность утечки через стартер/ДВС очень маловероятна. Опять же, утечка проверяется простым способом: меряется амперметром между клеммой АКБ и АКБ и в разрезе одного из проводов на выбор (конечно же, это будет тонкий).

А пока - такие результаты: на старом аккумуляторе напряжением 12.2В при постановке/снятии машины на сигнализацию потребляется 8А. Когда же машина входит в статичное состояние "с/без сигнализации" - ток утечки составил 0.16А и 0.12А соответственно. Пусть сигнализация есть 0.04А - кто ест остальные 0.12А? Скорее всего, это внутреннее сопротивление самой АКБ - и есть сама утечка.

Теперь сделаем расчет, от которого мне стало грустно. Емкость АКБ 40А·ч. Напряжение, по паспорту, 12.3В. Если бы я перевел всю энергию АКБ в тепло - я бы получил всего 492Вт. И эти 492Вт я закачиваю в АКБ 10 часов при помощи ЗУ?!

Но речь не об этом. 0.12А утечки - это потери 1.464Вт/ч. В итоге АКБ полностью разрядится через 14 дней. В последнее время так примерно и было. Вот он, прямой показатель исправности АКБ: ток ее утечки. А всего-то нужно измерить амперметром 2 величины, выводя провода амперметра из-под капота и закрыв последний.

(добавлено 24.01.2016): извините, я забыл такого автовладельца как женщину. Любительницу включить или не отключать из-за лени: обогрев стекол и сидений, кондиционер, фары и и прочее - одновременно и ДО запуска автомобиля. В этом случае пусковой ток и ток при заводе могут превышать норму в 2 раза. Поэтому нужно ставить выключатель массы 100А (250А пиковые). А на стандартные автомобили 150А. Тут ценовая политика смещается в сторону дистанционных выключателей массы (они начинаются, в основном, со 100А).

Также я забыл про диод генератора и катушку зажигания: если с ними проблема - утечка пойдет именно по толстому проводу и может достигать 3А/ч (разряд АКБ за 1 ночь).

(добавлено 11.02.2016): было доказано, что после пуска двигателя на АКБ непрерывно подается напряжение 14.4В. Значит, все обслуживание потребителей берет на себя генератор. Значит, ветка питания, на которую установлен выключатель массы, перестает испытывать перегрузки, ощущая лишь ток заряда АКБ. То есть, единственное время, когда выключатель массы может греться, - момент пуска автомобиля.

(добавлено 13.02.2016): всё поставил.

Дублирую список необходимых компонентов (полное отключение АКБ):
- выключатель массы "ВК318Б У-ХЛ". 50А - а хватает для запуска холодного двигателя, ни намека на нагрев соединения. 250 рублей;
- наконечник медный луженый "ТМЛс 25-6", 2 штуки. 60 рублей;
- провод монтажный "UNIFLEX H07V-K 450/750В 1x25мм2 Cu5 DIN VDE 0281", 1 метр (потребовалось полметра). 190 рублей;
- болт M6x20x1, гайка M6x1, для крепления выключателя массы к массе. 3 рубля 50 копеек;
- сверло по металлу 6мм. Но тут лучше сразу набор купить: никогда не знаешь, какое и когда потребуется. 46 рублей;
- сверло по металлу 10мм. Для расширения дыр в медных наконечниках (не пролезает штырь выключателя массы). 87 рублей.

Итого 636.50 за свой комфорт в виде уменьшения частоты перетаскивания АКБ на дозаряд, спокойного сна, отсутствии необходимости отключать сигнализацию вручную в новогоднюю ночь.

(добавлено 24.01.2016): если же обесточивать только оборудование (без стартера) - то достаточно:
- 1 клемма "ТМЛс 16-6" и рассверлить дыру в имеющейся клемме под M10 (или найти клемму под M10);
- сверло для дырки M10 в клемме, сверло для дырки в кузове (для болта и гайки M6).

Но в обоих вариантах установки нужно кинуть дополнительный отдельный провод массы для сигнализации в обход выключателя массы (1мм2 вполне хватит). Я же этот провод просто проигнорировал.

Итоговые преимущества выключателя массы:
- обесточивание АКБ есть уменьшение ее саморазряда и расходов на потребителей (цепь именно полностью разомкнута). При частичном размыкании (тонкий провод) цепь замкнута на стартер+генератор, саморазряд АКБ выше;
- полное обесточивание АКБ спасет от токов утечки по толстому проводу на катушку зажигания или через пробитые диоды генератора - без замены этих устройств. Ведь и генератор, и катушка зажигания полностью сохраняют свою работоспособность (например, в запущенной машине диоды генератора не задействованы, т.к. ток течет в обратную сторону, к АКБ). У меня ток утечки 0.12А шел именно к генератору, вот повезло, а;
- усложнение угона автомобиля, если выключатель массы вывести в скрытое место;
- невозможность самопроизвольного возгорания автомобиля.

(добавлено 29.01.2017) Не могу нарадоваться выключателю массы. Ни разу еще АКБ не снимал для зарядки; даже в лютые морозы хватало заряда, чтобы завестись, а также при месячных простоях автомобиля. Если бы знал 15 лет назад об этой штуке - поставил бы и на оку тоже: сигнализация там достала до такой степени, что ночью яростно отрезал динамик. Выключатель массы решил бы проблему сигнализации раз и навсегда: эта зараза автоматически включалась при закрытых дверях и имела такую чувствительность, что даже регулировка на минимум не предотвращала ночные ложные срабатывания.

За год выключатель массы, несмотря на свои заявленные 50А, не обгорел и не деформировался - то есть, на матиз хватает с избытком.

(добавлено 24.03.2017) Умельцами был успешно был собран выключатель массы на основе высокоамперного тиристора вида ТБ171-200-9: и машину выключать может, и сварочный аппарат. В полевых транзисторах пишут максимальный ток некорректно, симисторы имеют ток до 40А - они не подходят. А вот тиристоры успешно справляются с задачей именно дистанционного управления, через замок зажигания - великое удобство. Дорого - но когда их под рукой более 100шт (вот оно, советское наследие!) - грех не воспользоваться.

Полное отключение АКБ не сказывается на расходе топлива (а на матизе 5л/100км это было бы более чем ощутимо). То есть, даже если автомобиль каждый раз переучивается подаче питания, - делает он это быстро и без последствий.

Обновлено ( 24.03.2017 20:42 )
 
 

Последние новости

©2008-2018. All Rights Reserved. Разработчик - " title="Сергей Белов">Сергей Белов. Материалы сайта предоставляются по принципу "как есть". Автор не несет никакой ответственности и не гарантирует отсутствие неправильных сведений и ошибок. Вся ответственность за использование материалов лежит полностью на читателях. Размещение материалов данного сайта на иных сайтах запрещено без указания активной ссылки на данный сайт-первоисточник (ГК РФ: ст.1259 п.1 + ст.1274 п.1-3).